Новости

ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА С ПРОКРУСТОВЫМ ЭФФЕКТОМ

16.05.2017

Непростая ситуация в коллективных переговорах сложилась в Тургоякском рудоуправлении. Ее заложниками могут стать – и фактически уже стали – обычные работники. На предприятии закончилось действие колдоговора, а комиссия по новому колдоговору так и не начала работу, даже спустя 2 месяца после направления профкомом соответствующего уведомления работодателю.

В настоящее время руководство прекратило предоставлять работникам предусмотренные колдоговором социальные выплаты, а в будущем, по информации профкома, работодатель намерен ухудшить ряд позиций, в том числе касающихся оплаты труда.
Как рассказали в профкоме, еще в марте его представители вышли к руководству с инициативой начать переговоры в связи с приближающимся окончанием срока действия колдоговора. Был разработан и направлен работодателю проект работы согласительной переговорной комиссии. Тогда же профком выступил с предложением пролонгировать действующий колдоговор, сохранив все предоставляемые работникам гарантии и компенсации. В ответ работодатель направил свои предложения по проекту колдоговора и издал приказ о создании переговорной комиссии. И все бы ничего, если не считать, что к началу мая, спустя два месяца, комиссия так и не начала работу.
За это время закончился срок действия прежнего колдоговора, чем воспользовался работодатель, поспешив уведомить работников о прекращении выполнения своих колдоговорных обязательств.
Это вызвало возмущение представителей первичной профорганизации, убежденных, что руководство намеренно затянуло переговорный процесс.
– Положение о работе комиссии так и осталось в проекте, график ее работы отсутствует. В приказе о создании комиссии нет ни слова об участии представителей работников, о порядке их освобождения, – рассказывает председатель первички Татьяна Ковригина. – В комиссии все решения стороны работодателя завязаны на позиции и присутствии собственника, а он бывает на предприятии редко. В этом месяце планирует приехать только дважды. Как работать в таком режиме?.. Наша позиция до работодателя доведена, мы готовы сесть за стол переговоров.
Добавим, что в то же время, в марте, на предприятии проходил последний этап спецоценки условий труда. По ее результатам наметились изменения в обеспечении работников гарантиями и компенсациями в соответствии с классами условий труда, и это, по задумке, должен отразить новый колдоговор. И изменения – отнюдь не в пользу работников.
Пролонгировать, но с изменениями, в том числе убрав ряд гарантий и компенсаций, – такова на сегодня, в общих словах, официальная позиция руководства, которую нам подтвердили по телефону в администрации. Правда, больше никакой конкретики ни о дате пролонгации, ни о прочих изменениях гендиректор ТРУ Павел Зырянов не дал.
Зато гораздо более обстоятельный комментарий дала начальник юротдела, член согласительной комиссии со стороны работодателя Лилия Зырянова. Перспективу пролонгации она вообще исключает:
– О какой пролонгации говорить?! Меняется законодательство, проведена спецоценка: нужно привести колдоговор в соответствие с Трудовым кодексом... Ведь если работник – взрывник, к примеру, с допустимым классом условий имеет те же льготы, что и машинист тепловоза, работающий во вредных и тяжелых условиях, то это дискриминация. Люди будут возмущаться.
Уточним: профессия взрывника на предприятии после прошедшей спецоценки действительно отнесена к допустимому классу. При этом взрывник имеет дополнительные гарантии и компенсации (согласно федеральному Списку профессий с вредными условиями). Так что аргумент юриста, можно сказать, железный. Только почему-то забывается, о чем не раз твердили разработчики закона о СОУТ, что его главная цель – улучшение условий труда, а не изменение и тем более не ухудшение социального обеспечения работников. Как бы не сделал работодатель спецоценку удобным для себя прокрустовым ложем – шаблоном для отсечения «лишнего». Поэтому в профкоме с такой позицией, конечно, не согласны.
Кстати, и к самой процедуре прошедшей спецоценки есть вопросы. И у профкома, и у работников. Например, к объективности замеров, к хронометражу нахождения во вредных условиях, к действиям представителей работодателя, к срокам предоставления уведомительных документов. Отчет о СОУТ подписан профкомом с особым мнением, а сейчас в коллективе идет сбор подписей: больше 100 горняков уже выразили несогласие с результатами спецоценки и настаивают на проведении независимой экспертизы качества СОУТ.
Но если о спецоценке известна хоть какая-то логика работодателя, то его покушение на другие разделы колдоговора и вовсе необъяснимо. Ни ситуацией в отрасли, ни финансовым состоянием самого предприятия, ни прошлогодними договоренностями администрации и профкома. По информации профкома, пересмотр в худшую сторону может коснуться пунктов, связанных с введением режима неполного рабочего времени, оплатой нерабочих праздничных дней, выплатами по разделу «Социальные гарантии и компенсации», отдыхом и оздоровлением работников, гарантиями профсоюзной деятельности. Пунктов, как видим, немало, и каждый для коллектива существен. Хотя суммарная цена вопроса, как подчеркивают в профкоме, для предприятия невелика.
При всем этом в администрации рассчитывают, что в предстоящих переговорах удастся найти компромисс. Очень хочется надеяться. Хотя пока, если работодатель не изменит позицию, верится с трудом.
За переговорами в ТРУ следят в Челябинской областной организации ГМПР и Федерации профсоюзов области. Об их развитии и итогах мы будем информировать в профсоюзных СМИ.

Постфактум
Лед тронулся: пока готовился этот материал, работодатель, наконец, направил профкому предложение провести первое заседание переговорной комиссии. Это произошло после нашего звонка в администрацию.

Владимир ШИРОКОВ


Хотите получить бесплатную консультацию специалиста?