Новости

ГУДЯЩАЯ ТИШИНА «УФАЛЕЙНИКЕЛЯ»

28.04.2017

Градообразующее предприятие В. Уфалея впервые за почти 90-летнюю историю погружается в тишину. Остановки основного производства не удалось избежать, несмотря на все усилия работодателя и властей. Зато в самом городе растет социальный гул. Оно и понятно: без работы остались, то есть фактически выброшены на улицу почти 2000 человек. Это сразу обострило проблему занятости и уже спровоцировало трудовой демпинг. Местные работодатели, по словам горожан, теперь чаще и увереннее заявляют работникам: не нравится – увольняйтесь, на ваше место – очередь. К осени в городе даже прогнозируются социальные волнения.

О причинах проблем предприятия рассказывалось много: низкие цены на никель и высокие цены на кокс – сырьевой составляющей себестоимости никелевой продукции, истощение месторождения используемой руды, смены собственников. Следствие всего – многолетний экономический кризис, многомиллиардные долги и, наконец, агония последних месяцев.
– Разговоры об остановке производства на заводе начались в январе 2017 года, когда мы вышли с «каникул», – вспоминает председатель первичной профорганизации ОАО «Уфалейникель» Александр Садырев. – В начале февраля мы провели заседание профкома, пригласили руководство, попросили разъяснений. Нам подтвердили намерение остановить основные цеха. Но пошли нам навстречу – по просьбе отсрочили остановку, сделали ее не зимой, а на два месяца позже. 28 февраля мы получили уведомление о сокращении 2 тысяч работников в связи с уменьшением численности штата и консервацией производства. У нас началась работа совместно со службой занятости: в профкоме был организован пункт службы, люди приходили за консультациями по вопросам прав при сокращении, процедуры сокращения, занятости. К работе подключились юристы областной организации ГМПР. Кроме этого, обком профсоюза оказал первичке материальную помощь, чтобы мы могли продолжать защищать права членов ГМПР… Затем начались сокращения: 200 человек, еще 200, 400... Сегодня на заводе осталось только 447 работников.
Сейчас уволившихся – 1738 (цифра областной службы занятости). Дальнейший процесс увольнения приостановлен в связи с занятостью людей на консервации. Следующая – и последняя – волна сокращений (около 200 человек) ожидается к концу лета. Как уточняет администрация, увольняющимся предоставлены все соответствующие условия – в материальном выражении даже лучше тех, в которых трудятся оставшиеся работники. А оставшимся – персоналу котельной и лицам, защищенным от увольнения законом – включили в постоянную часть зарплаты все переменные составляющие, что будет гарантировать зарплату, сопоставимую со средним заработком в прошлые периоды.
О дальнейших перспективах и действиях руководства завода рассказывает 1-й заместитель управляющего директора ОАО «Уфалейникель» Эдуард Карпенко:
– Пытаемся вести переговоры с частными предпринимателями на предмет передачи в аренду имущественного комплекса предприятия, с процессами, которые могут генерировать какую-то выручку. Одним из условий предполагаем обязательное создание рабочих мест, на которые, надеемся, будут претендовать в первую очередь работники «Уфалейникеля». Для содействия этому предполагаем сделать минимальную арендную плату. По осторожным оценкам, это позволит в ближайшее время (месяц–два) создать 100 рабочих мест.
А что же областная власть? Каковы сегодня ее позиция и действия в отношении «Уфалейникеля»? Об этом говорит руководитель отдела промышленности Минэкономразвития области Михаил Кнауб:
– С конца 2016 года ситуация на личном контроле губернатора. Было проведено несколько встреч, в том числе с гендиректором предприятия, основным кредитором. Принят ряд решений, которые мы сегодня прорабатываем. Одно из них – поиск потенциального инвестора для сохранения никелевого производства и максимального сохранения коллектива предприятия. Сейчас работаем с 4 инвесторами. Второе – создание в городе новых и расширение действующих производств для организации новых рабочих мест через такой рычаг, как ТОСЭР. 3 марта мы направили в Минэконом России заявку на создание в городе ТОСЭР. Также подготовили ходатайство об ускорении рассмотрения этой заявки. Для реализации в рамках ТОСЭР сейчас заявлено 12 проектов, объем инвестиций – порядка 2 миллиардов рублей. В случае реализации данных инвестпроектов со временем предполагается создать около 860 постоянных рабочих мест. С этими инвесторами уже подписаны соглашения.
Но все это не сегодня и даже не завтра. А предприятие уже сейчас фактически умерло. Для 28-тысячного моногорода такой исход – реальная угроза гуманитарной катастрофы. Руководитель Главного управления по труду и занятости области Владислав Смирнов отмечает:
– Сейчас люди активно встают к нам на учет. Коэффициент обращаемости – 73% от числа уволенных. Ожидаем, что он будет расти, – констатирует Владислав Смирнов. Генерация рабочих мест в городе близка к нулю. У нас сейчас менее 60 вакансий на весь город. Прогноз численности регистрируемых безработных на конец 2017 года – до 13%, 1800 человек. Это те, кто пока до нас не дошли и дойдут после окончания консервации, плюс вторая волна обращений в сентябре–октябре, в том числе как следствие снижение покупательской способности населения.
– Остановка производства на «Уфалейникеле» – следствие объективных процессов, предприятию уже не поможешь. В отличие, например, от Бакальского рудоуправления, – говорит председатель областной организации ГМПР Юрий Горанов. – Поэтому, если в Бакале мы поддерживали градообразующее предприятие и все наши усилия были направлены на сохранение рабочих мест (это и серия коллективных акций «Факел надежды», и участие в рабочей группе губернатора, и лоббирование темы через профсоюзных депутатов Госдумы и прочее), то по «Уфалейникелю» у нас тактика другая. Тот груз проблем, который десятки лет накапливался здесь, практически нерешаем. И мы понимаем, что консервация производства является, по сути, ликвидацией предприятия. Поэтому делаем приоритет на создание новых рабочих мест в городе, на скорейшее привлечение инвесторов и придание этой территории статуса ТОСЭР.


Хотите получить бесплатную консультацию специалиста?