ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПО ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ

Внедрение риск-ориентированного подхода в сферу безопасности идёт совместно с изменением законодательной и нормативно-правовой базы. Ряд поправок в акты охраны труда акцентируют внимание на запуск системы оценки профессиональных рисков. Сферу промышленной безопасности также ожидает актуализация действующих норм. В первую очередь, законодатели готовят новый проект Федерального закона о промышленной безопасности ОПО – опасных производственных объектов.
Законопроект разработан в 2019 году, его внедрение предполагается в 2021 году. На сегодня пользователи будущих поправок, в лице Общероссийского профессионального союза работников промышленной и экологической безопасности, выступают против утверждения проекта в текущем виде.
Комплекс замечаний был направлен в адрес недавно вступившего в должность председателя правительства Михаила Мишустина. Основной акцент сделан на введение процедуры технического диагностирования, которая, по мнению профсоюза, заменит действующую процедуру экспертизы промышленной безопасности технических устройств (далее-ЭПБ).
Причём, если ЭПБ обязывает привлекать для оценки состояния оборудования сторонние организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности, то техдиагностирование может быть проведено специалистом, всего лишь прошедшим независимую оценку квалификации. Представители профсоюза считают, что владельцы ОПО смогут самостоятельно решать судьбу технических устройств, отработавших нормативный срок службы, и оценка их состояния станет поверхностной. В результате это может привести к росту возникновения инцидентов и развития аварийных ситуаций на ОПО.
Позиция Ростехнадзора по этому вопросу такова – нынешний рынок услуг по ЭПБ далёк от требуемой оценки соответствия ТУ нормативным требованиям. Прослеживается коррупционная составляющая, когда заказчик-владелец ОПО напрямую влияет на результаты экспертизы своего производства. К тому же действие законодательства в сфере закупок не даёт выбрать достойных экспертов. Обычно тендер выигрывает фирма, предложившая наименьшую стоимость, тогда как качество исполнения услуг оставляет желать лучшего. Впрочем, опять же заинтересованность заказчика вполне имеет место быть, ведь в случае продления нормативного срока служба не придётся приобретать новое оборудование.
Таким образом, процедура оценки соответствия технических устройств нормативным параметрам в принципе должна быть реорганизована. Впрочем, требования, регламентированные федеральным законом, также должны быть чёткими и однозначными. Иначе каждый сможет трактовать их в свою пользу.
«Охрана труда в России»

Хотите получить бесплатную консультацию специалиста?