ПОЧЕМУ МИНТРУДА ПРОТИВ РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ?

В рамках обсуждения реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) над бизнесом Минтруда предложило ввести особый механизм государственного регулирования трудовых отношений. Ведомство вышло с инициативой не распространять её положения на трудовые отношения, а также изменить законопроект о госконтроле. Необходимость корректировок реформы вызвана существованием рисков для работников на фоне увеличения преимуществ для работодателей. Соответствующие идеи, поддерживаемые профсоюзами, изложил руководитель министерства М. Топилин в письме вице-премьеру Т. Голиковой.
Согласно планам Кабмина, в России до 1 февраля 2020 года должна пройти «регуляторная гильотина», предполагающая существенное уменьшение требований контрольно-надзорных органов к предпринимателям. Если то или иное ведомство не успеет к этому времени актуализировать определённые нормы, их действие прекратится. В процессе обсуждения возникли предложения ограничить масштаб реформы по сравнению с изначальным и вывести за её рамки некоторые сферы экономики.
По словам М. Топилина, вывод социально-трудовых отношений за границы правового поля будущего закона объясняется несколькими причинами. Одна из них связана с прекращением действия отдельных нормативно-правовых актов, которые затем будут повторно утверждаться с сохранением содержания. Процедура пересмотра предполагает долговременные трёхсторонние согласования с участием профсоюзов, государства и работодателей.
Кроме того, изменение или отмену норм трудового законодательства необходимо дополнять пакетом компенсирующих мер, которые позволят сохранить ранее существовавший уровень гарантий для граждан. Большинство подобных положений основывается на Конституции РФ и нормах международного права, в том числе нескольких конвенциях, принятых Международной организацией труда. Выполнить такой объём работы в выделенные сроки не представляется возможным, уверен министр.
Минтруда озвучило свои замечания и к другому законопроекту «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В частности, в документе не прописаны акты с обязательными требованиями, которые были приняты министерством. Они имеют важное значение, так как связаны с принципами охраны труда и нормативами выдачи СИЗ.
Авторы проекта намерены отменить обязательное выполнение работодателями норм, принятых в своё время органами власти СССР и РСФСР. Они устанавливают районные коэффициенты к заработной плате жителям Крайнего Севера, а также утверждают перечень работ и профессий, влияющих на досрочное назначение страховых пенсий по старости.
Минтруда отмечает, что законопроект о госконтроле запрещает проводить проверки компаний на основании обращений граждан и профсоюзов, хотя они носят массовый характер. Только в прошлом году в сфере трудовых правоотношений было зафиксировано 463 тысячи обращений. Это позволило получить незаконно задержанную зарплату на общую сумму 13,5 млрд рублей, а также оформить порядка 10 тыс. трудовых соглашений.
Применимо к актуализации устаревших норм работа ведётся в плановом порядке. В частности, с 2013 года министерство пересмотрело около трети правил охраны труда. В результате, по мнению ведомства, реформирование КНД в области трудовых правоотношений может коснуться лишь её отдельных сторон.
Позицию Минтруда готовы поддержать профсоюзы. По словам члена совета профсоюзного объединения «Конфедерация труда России» П. Кудюкина, в настоящее время отсутствует необходимость изменения трудового законодательства, несмотря на присутствие нормативных актов советского времени. Высокий темп реформы может спровоцировать отмену ряда гарантий работников в сфере труда, что вызовет противостояние профсоюзов и работодателей.
Напомним, источники, близкие к Кабмину, утверждают, что Минтруда включено в актуальный перечень ведомств, чьи нормативно-правовые акты рискуют быть отменены «регуляторной гильотиной».
«Охрана труда в России»

Хотите получить бесплатную консультацию специалиста?