Ещё раз о конфликте интересов в Правительстве

После Нового года Роспотребнадзор распространил разъяснения по поводу вопросов о дублировании полномочий своих и Минтруда РФ в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах. Речь идёт о проведении специальной оценки условий труда и производственном контроле за соблюдением санитарных правил. 

Вопросы работодателей абсолютно справедливые. Ведь если предприятие уже провело специальную оценку условий труда, то какой смысл Роспотребнадзору настаивать на проведении повторных исследований и измерений вредных факторов. Казалось бы, возьми уже готовые и успокойся. Однако всё не так просто и в Роспотребнадзоре сидят совсем не дураки. 

Мы уже писали о том, что правительством поставлена цель максимально сократить количество работников, получающих компенсации за работу во вредных условиях труда. Вариантов здесь несколько: ликвидировать вредные рабочие места, улучшить условия труда, изменить методику оценки вредных факторов. Минтруд не ищет лёгких путей, поэтому взялся изменить методику оценки, сочинив по сути новые санитарные правила, которые значительно сократили количество исследований, одновременно увеличив границы предельно допустимых концентраций и условий. Документ ведомственный, поэтому согласования ни с Главным санитарным врачом, ни с профсоюзами не потребовалось. Результат его применения ожидаемый. Конечно, спецоценка прошла ещё не на всех предприятиях. Контрольный срок – 2018 год. Однако, исходя из мониторинга результатов спецоценки на тех предприятиях, где она уже прошла, можно говорить о более-менее достоверных результатах. Не думаю, что к 2018 году они существенно изменятся. Итак.

1. Класс условий труда снижен на более чем половине рабочих мест. Причём предприятия вынуждены констатировать, что реализация мероприятий по улучшению условий труда (исключая создание совершенно новых, менее вредных рабочих мест) сыграла здесь минимальную роль. Ключевым фактором стало изменение методики оценки вредностей.

2. Исходя из этого отпусков за работу во вредных условиях труда лишены наполовину или полностью более трети работников.

3. Примерно у такого же количества работников снижены доплаты за работу с вредными факторами.

4. 160 человек лишены льготной пенсии. 

Здесь не учитываются договорённости между профсоюзом и работодателями, когда на основе соглашений сохраняются и прежние отпуска, и заработная плата. В расчёт принимаются лишь результаты спецоценки, которые могут быть реализованы в любой момент.  

Поэтому, совершенно точно предвидя такие результаты Роспотребнадзор разъясняет следующее.

Специальная оценка условий труда при всех заявленных целях, ничего общего с оценкой фактических условий труда не имеет и осуществляется лишь для назначения льгот и компенсаций работающим. А для того, чтобы оценить действительные условия труда и, соответственно, разрабатывать мероприятия для приведения этих условий к более-менее нормальному состоянию, необходимо пользоваться санитарными правилами, которые утвердил и контролирует Роспотребнадзор. Это и называется производственным контролем, который ничего общего со спецоценкой не имеет. Исходя из этого дублирование полномочий Минтруда и Роспотребнадзора отсутствует.

Вот только денег и отпусков это не прибавляет.

"Эхо Кузбасса" № 1 (728), 20 января 2017 г.


Хотите получить бесплатную консультацию специалиста?