ФАКТЫ БЕЗ ЭМОЦИЙ: КОЛДОГОВОРНАЯ КАМПАНИЯ-2020
Как повысится зарплата и какие новые гарантии и компенсации появятся у металлургов и горняков, профсоюз обсудит с работодателями: на предприятиях ГМК области начинается колдоговорная кампания. Коллективные переговоры пройдут более чем на 60% предприятий региона, где есть профсоюзные организации ГМПР: ММК, Златоустовский метзавод, ЧМК, уже начинаются переговоры на ЧТПЗ; в числе тех, кто готовится, – Магнезит, Кыштымский медеэлектролитный, Саткинский чугуноплавильный, БРУ, ТРУ, Александринская горнорудная компания, Вишневогорский ГОК.
Позитивный зарплатный тренд задало Отраслевое тарифное соглашение, заключенное в декабре 2019 г. ЦС ГМПР с Общероссийским отраслевым объединением работодателей (АМРОС). В соответствии с ним к концу 2020 года минимальная зарплата работников в ГМК должна быть увеличена до 1,8 регионального ПМ трудоспособного населения, для работников неосновных видов деятельности – до 1,45 федерального ПМ трудоспособного населения. Кроме того, записано стремление довести среднюю зарплату до размера не ниже 4 региональных ПМ. На это должны ориентироваться участники коллективных переговоров в обсуждении главного пункта – оплаты труда.
В областной организации ГМПР рассчитывают на конструктивный итог кампании. Финансовые возможности для этого у компаний есть. По официальным данным, консолидированная чистая прибыль предприятий ГМК региона в 2017–2018 годах выросла (источники – «Коммерсантъ», сервис «СПАРК-Интерфакс»). Внушает оптимизм и политика власти, провозгласившей курс на снижение бедности россиян и уже делающей шаги в этом направлении (например – обращение к работодателям региона об обязательной индексации зарплаты).
Мы реалисты, знаем, что работодатель ежегодно планирует оптимизацию. Понимаем, что переговоры будут непростые. Важно, чтобы колдоговорная кампания шла при активном и массовом участии трудовых коллективов. Чем больше работников вовлечено, тем значительнее, ценнее для них социальные договоренности в коллективных договорах.
На предприятиях ГМК области колдоговорная кампания начинается со стратегического планирования. Недавно, например, собирались члены колдоговорной комиссии в первичке Магнезита, вместе с экономистом обкома Владимиром Нечаевым разобрали, как выдвигать предложения работодателю, выстраивать аргументацию, вовлекать коллектив. Переговоры – процесс сложный, нюансов много. Решающую роль играют не только знания и опыт, но и психология. Не зря этому учат и в бизнесе, и в профсоюзе. Излагать факты и контролировать эмоции, как отметил Владимир Нечаев, один из главных навыков хорошего переговорщика.
Где нет коллективного договора, там нарушается трудовое законодательство. Трудовой договор, с которого для работника начинаются трудовые отношения, – статичен, его ежегодно не будешь перезаключать. Поэтому законодательством предусмотрена возможность коллективных переговоров. Именно через них работник фактически может улучшить условия своего трудового договора. И поэтому так важна вовлеченность каждого в этот процесс.
Анализ выявленных по результатам проверки нарушений говорит о необходимости обратить внимание профорганов первичных и областной организации на содержание колдоговоров, процедуру их заключения. Потому особое отношение будет к проведению специалистами обкома экспертизы проектов коллективных договоров перед их заключением.
-