Новости

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДОКСЫ

30.08.2017

ФНПР следит, чтобы расширение прав профсоюзов не перекрывалось ограничением их возможностей.

Законопроектов таких девять. Шесть из них в прошлую сессию депутаты даже не начали рассматривать, три прошли первое чтение. В ФНПР законопроекты разделяют на три группы: те, что поддерживают профсоюзы, те, что не поддерживаются, и те, что поддерживаются «с учетом замечаний и предложений».

ПОДДЕРЖАТЬ
Первый в списке законопроект был внесен в Госдуму профсоюзным депутатом Михаилом Тарасенко еще в июне прошлого года. Речь в документе идет о порядке выплат предприятиями-банкротами своим кредиторам. И нетрудно догадаться, что, с профсоюзной точки зрения основным кредитором такого предприятия является трудовой коллектив. Напомним, что сейчас общий долг по зарплатам в стране - около 4,5 млрд рублей, и эта цифра уже давно практически не меняется. И основная масса долгов возникает как раз перед работниками обанкротившихся предприятий.
Порядок очередности выплат при банкротстве определен ст. 855 Гражданского кодекса: с работником рассчитаются только в третью очередь - после возмещения вреда здоровью, алиментов и оплаты счетов по судебным искам. Суть предложения М. Тарасенко состоит в том, чтобы работник мог получить от банкрота свою зарплату по платежным (а не исполнительным) документам во вторую очередь. Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении не определена.

ОТКЛОНИТЬ
Следующий законопроект был внесен в Госдуму в октябре прошлого года и вызвал однозначно негативную реакцию в ФНПР. Группа депутатов (в том числе член комитета по труду Олег Шеин) предлагает установить минимальную почасовую оплату труда - 100 рублей в час. Установление различных повышающих коэффициентов при этом отдадут на откуп правительству. Отмечается, что почасовой минимум не будет применяться для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Все это хотят исчислять по МРОТ «не ниже величины прожиточного минимума». Почасовой МРОТ будет тогда выливаться в 16 тысяч рублей в месяц при 40-часовой рабочей неделе, так что выглядит предложение вроде бы не так уж и плохо. Однако профсоюзы выступают против законопроекта.
- Установление почасового МРОТ возможно только при установлении помесячного. В противном случае на государственном уровне будет нарушен принцип равной оплаты за труд равной ценности, соблюдение которого в соответствии со ст. 22 ТК РФ является обязанностью работодателя и за который выступают профсоюзы, - объясняет замруководителя департамента социально-трудовых отношений и соцпартнерства ФНПР Елена Косаковская.
Кроме того, отмечает она, недобросовестный работодатель получит возможность использовать для пущей экономии режим неполного рабочего времени. Еще такой работодатель будет оплачивать только отработанные часы, исключая перерывы на обед и отдых, командировочные в пути, перерывы на обогрев, кормление ребенка и другие. Или будет стремиться снизить издержки за счет включения в один отработанный час максимального количества трудовых обязанностей или норм выработки работника. Также для работодателя будет создана дополнительная возможность избавляться от неугодных членов профсоюза - устанавливая невыполнимые по объему задания или отказывая в оплате времени, затраченного на профсоюзную деятельность. Причем, отмечает Елена Косаковская, все эти и другие риски сохранятся даже при параллельном существовании минималки за час и за месяц.

Гарантия хаоса
Наконец, в ноябре планируется рассмотреть законопроект, вносящий изменения в закон «О профсоюзах». Его инициаторы (в частности, лидер фракции “Справедливая Россия” Сергей Миронов) полагают, что с принятием документа профсоюзы получат дополнительные гарантии деятельности и «существенно увеличат» свои права. Законопроект предусматривает, например, право профсоюзов обращаться в суд с исками по защите прав неопределенного круга лиц. Сегодня закон позволяет защищать в суде неопределенный круг лиц органам исполнительной власти, уполномоченным по правам человека и даже отдельным гражданам, но - не профсоюзам.
Все бы ничего, но тот же законопроект предлагает изменить понятийную категорию «профессиональные союзы». Причина такой необходимости состоит якобы в том, что во многих других странах понятие «профсоюз» трактуется шире – «не привязывается исключительно к производственным интересам».
Господин Миронов, если коротко, сетует на то, что другие общественные организации не имеют тех же прав, что и профсоюзы. Грубо говоря, что клуб любителей бабочек не заседает в Российской трехсторонней комиссии. Можно при этом сослаться еще на пресловутое развитие конкуренции в профсоюзной среде, но балерины не соревнуются со штангистами - у них разные задачи и сферы ответственности. И принцип «пусть расцветают сто цветов» в такой трактовке только внесет хаос в более-менее устоявшуюся систему трехсторонних отношений в социально-трудовой сфере.
Кроме того, предлагается запретить «руководящему составу» предприятий возглавлять профсоюзные организации. Аргумент, казалось бы, по делу: чтобы гарантировать независимость профкома от администрации. Гендиректору в кресле председателя, конечно, не место, но порой - особенно в бюджетных учреждениях - кроме как из «младшего руководящего состава» профлидеру просто физически появиться неоткуда.
Так что вопрос о представительстве - дискуссионный. Но авторы законопроекта в целом, как видно, вопреки декларации о расширении прав профсоюзов расширяют вместо этого список тех, кто сможет так называться. И одновременно ограничивают их возможности. Неудивительно, что ФНПР выступает против законопроекта и продолжит это делать, когда по плану состоится первое чтение.

: НПГ «Солидарность»
Хотите получить бесплатную консультацию специалиста?